Занятие во второй группе раннего возраста

«Моя семья. Мой дом»

 

Цель: Формировать представления о семье и доме; развивать умение различать предметы по форме (квадрат, прямоугольник, треугольник), цвету (красный, синий, зелёный, жёлтый) и величине (большой - маленький) и называть их.

Задачи:

Обучающие:

Учить совместно с взрослым конструировать домик для своей семьи.

Развивающие: Развивать конструктивные способности детей; поддерживать умение строить самостоятельно.

Воспитательные: Воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к семье.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие» - формировать и углублять знания о семье и доме.

«Художественно-эстетическое развитие» - развивать воображение, мышление и творчество в сооружении элементарных построек.

«Физическое развитие» - развивать умение согласованно действовать, следить за осанкой.

Виды детской деятельности:

игровая, познавательная, речевая, коммуникативная, конструктивная.

Предварительная работа: Сюжетно-ролевая игра «Уложим куклу Катю спать»; рассматривание альбома «Наша дружная семейка»; заучивание пальчиковой гимнастики «Моя семья»; беседы «Как я помогаю дома?»; загадывание загадок о членах семьи.

Оборудование и материалы: заготовки геометрических фигур (прямоугольник, квадрат, треугольник) по количеству детей; разные по цвету; 2-3 иллюстрации о семье на мольберте.

         Ход деятельности воспитателя с детьми

1.     Введение в игровую ситуацию:

(Дети входят и встают в круг.)

         Воспитатель: Здравствуйте, дети! Давайте с вами поиграем в игру «Приветствие»

         Игра: “Приветствие!”

Здравствуй, Небо!
(Руки поднять вверх.)
Здравствуй, Солнце!
(Руками над головой описать большой круг.)
Здравствуй, Земля!
(Плавно опустить руки на ковер.)
Здравствуй, наша большая семья!
(Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.)
Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой.)

2.     Актуализация знаний и умений:

(На мольберте иллюстрации «семьи» стоят рядом с доской.)

Воспитатель: - Посмотрите, здесь нарисована семья: это мама, это папа, это бабушка, это дедушка, это дочка, это сын. Мама, папа, бабушка, дедушка, дочка, сын - все это семья. В семье все заботятся друг о друге, любят друг друга

Пальчиковая rимнастика «Моя семья»

А теперь наши пальчики поиграют в семью. Посмотрите на свои пальчики. Они все вместе, как будто одна семья. Давайте расскажем про семью.

С каждой строчкой ребенок загибает по одному пальцу, начиная с большого. Мамы помогают.

Этот пальчик - дедушка.

Этот пальчик - бабушка.

Этот пальчик - папочка.

Этот пальчик - мамочка.

Ну а этот пальчик - я.

Вот моя семьяl

(Пальчиковая гимнастика повторяется два раза.)

Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадки.

1. Перед сном надев пижаму,

Почитать мы просим (маму)

 

2. Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой…(бабушки)

 

3. Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый (дед).

 

4. Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята,-

Это наш любимый. (папа)

 

5. Кто весёлый карапузик-

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка -

Это младший мой (братишка).

 

6. Кто любит и меня и братца,

Но больше любит наряжаться?

Очень модная девчонка

Моя младшая…(сестрёнка).

3.Физминутка:

Воспитатель: Дети, поиграем с вами в игру «Строим дом»

Тук, тук молотком,

Будем строить новый дом (кулачок об кулачок)

Ры, ры, ры, ры

Есть работа для пилы (руки вперед — назад)

Ры, ры, ры, ры

Застучали топоры (взмахи руками)

Ша, ша, ша, ша

Крыша очень хороша (руки «домиком)

Тук, тук молотком

Получился новый дом!

4. Затруднение ситуации:

Воспитатель: Ребята подойдите к столам. Посмотрите, что лежит на них?

Дети: геометрические фигуры.

Воспитатель: Давайте назовем их.  Миша,  покажи квадрат. Назови что это?

Миша: Квадрат.

Воспитатель: Гриша,  покажи треугольник? Что это?

Гриша : Это треугольник.

Воспитатель: Алёна, найди нам прямоугольник? Что это?

Алёна: Прямоугольник.

Воспитатель: Дети, сейчас мы построим разные дома для нас, для ваших семей из геометрических фигур. (Самостоятельная работа детей) (Пока дети строят дома, воспитатель задаёт вопросы:

Какую геометрическую фигуру ты взял? Какого она цвета? (Жёлтый, синий, зелёный, красный.) Какой формы? (Квадрат, прямоугольник.) Ты построил дома какого размера? (Большой, маленький.)

Воспитатель: Посмотрите, какие разные по форме и цвету получились наши дома. Я думаю они понравятся вашим мамам и папам, бабушкам и дедушкам, сестренкам и братишкам.

Итог: Воспитатель: - У нас у всех есть семья. У кого – то большая, у кого-то по меньше. Но в каждой семье вас любят и о вас заботятся. Вы — самые счастливые дети на свете.

Спасибо вам, дети! Вы старались отвечать на вопросы и каждый построил свой дом.


Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района  Томской области

Воспитатель:

Бортко Е.Н.

 

 

Белый Яр 2016г.

Занятие по сенсорике.

Тема: «Большой - маленький»

Программное содержание: Обращать внимание детей на различие предметов по величине, формировать понимание слов - большой и маленький. Побуждать детей к повторению слов, к показу больших и маленьких предметов.
Оборудование: Стол. Две  игрушки – собачки, отличающиеся величиной. Два домика. Два бантика. Два мяча. Две тарелки. Две «Косточки» - соответствующие собачкам, по величине. Мыльные пузыри.

Ход занятия:
1. Вступительная часть.

1-й  трек: - громкий лай собаки.

- Ребята, кто это громко лает?

Слайд - 1.

 Да, правильно это лает большая собака, она прибежала к нам в гости.

2-й трек: - тихий «тонкий» лай собаки.
- А это кто так тихо лает? Гав-гав.

Слайд - 2

 Да, это тоже собака, но маленькая.
- Они прибежали к нам в гости. Сколько, всего собак прибежали к нам? (Две)

 Покажите мне большую собаку?

Покажите мне маленькую собаку? (дети показывают).

2. Основная часть.
- Ребята, посмотрите, тут стоят два  домики. В них живут собаки.

Это какой домик? (большой). А этот? (маленький).
- Это собака, какая? (большая). Она будет жить, в каком домике? Покажите? (в большом).
- А это собака, какая? (маленькая). Она будет жить, в каком домике? Покажите? (в маленьком).


- А давайте, собачкам подарим бантики. Вот у нас два бантика - большой и маленький.

Слайд -3

Это какой бантик? А этот, какой? (ответы детей).
- Большой бантик, какой собаке подарим? (большой).

Слайд - 4
- А маленький бантик, какой собаке подарим? (маленькой);

Слайд – 5

Слайд -6

- Посмотрите, какие нарядные у нас стали собачки.

- Большая и маленькая собаки играли с мячами и потеряли их, а я их нашла, вот они. Их два.

Слайд - 7
- Это большой и маленький мячи. Покажите мне большой мяч? Покажите мне маленький мяч?
- Большой мяч, какой собаке отдадим? (дети показывают на большую собаку).

Слайд – 8

- А маленький мяч, какой отдадим? (показывают на маленькую).

Слайд – 9

Слайд - 10

Физкультминутка.
- А теперь, ребята, давайте походим как собачки, полаем и хвостиками повиляем.

- Ребята, собачкам очень понравилось, как вы играли! Наши две собачки - большая и маленькая захотели есть. Давайте покормим их?
- Я сейчас поставлю большую и маленькую тарелки.

Слайд - 11

 Это какая тарелка? (большая). А эта? (маленькая).
- Большую тарелку поставим, какой собаке? Покажите? (показывают на большую собаку).

Слайд - 12
- Маленькую тарелку поставим, какой собачке? Покажите? (показывают на маленькую).

Слайд – 13

Слайд – 14

- Угостим их косточками.

Слайд - 15

 Это две косточки: большая и маленькая. Это какая косточка? (большая). Какой собачке мы дадим большую косточку? Покажите?

Слайд – 16

- А это, какая? (маленькая). Какой собачке дадим маленькую косточку?  Покажите?

Слайд – 17

Слайд - 18
- Молодцы!
3. Заключительная часть.
Итог занятия:
- Вот мы и покормили большую и маленькую собачку. Они живут в большом и маленьком домике, играют с большим и маленьким мячами, едят большую и маленькую косточку из большой и маленькой тарелки, подарили им большой и маленький бантики. Они принесли вам мыльные пузыри.

Слайд - 19

 Пусть собаки посмотрят, как мы с вами будем ловить мыльные пузыри. Покажите мне большие и маленькие пузыри. Молодцы!

 

«Родители – активные участники

образовательного процесса»

 

Вышегородская Елена Анфиногеновна

Бортко Елена Николаевна,

воспитатели младшей группы муниципального автономного

дошкольного образовательного учреждения

«Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района

Томской области

 

 

Работа дошкольного образовательного учреждения, держится на «трех китах»:

т. е. основных составляющих: педагог, родители, ребенок. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников — это взаимная ответственная деятельность взрослых участников воспитательно-образовательного процесса. Поэтому большое внимание в ДОУ уделяется работе с родителями.

Семья и детский сад, взаимодействуя друг с другом, создают оптимальные условия для полноценного развития ребёнка.Именно в семье происходит первичная социализация, формируется первичное мировоззрение ребенка. Очень важно, чтобы родители это понимали и принимали непосредственное участие в образовательном процессе, а при необходимости не боялись обращаться за квалифицированной помощью в освоении способов построения детско-родительских отношений.

По нашим наблюдениям, современные родители стали все больше прислушиваться к воспитателям, специалистам, учитывая их мнение; проявлять интерес к содержанию образовательного процесса, к вопросам детской психологии. А, это значит, они хотят знать все о своем ребенке. Это побуждает нас наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и искать новые востребованные формы сотрудничества с родителями.

Основной целью взаимодействия педагогов нашей группы с семьей является создание единого пространства или алгоритма (триады) «родители — дети — педагоги». Для достижения данной цели мы поставили  следующие задачи:

 

► создание условий для участия родителей в жизни ребенка в детском саду;

►установление партнерских, доверительных, уважительных отношений между педагогами и родителями;

►оказание психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей;

►непрерывное повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьей воспитанников.

 

Родительская активность, как и любое качество личности, имеет индивидуальный срок развития. Чем быстрее педагог заинтересует родителей, тем быстрее он приобретет помощников и единомышленников. В зависимости от поставленной задачи используем следующие формы работы с родителями: информационная, просветительская, организационная, организационно — деятельная, участие родителей в педагогическом процессе.

Работу с родителями начинали с анкетирования. Через анкеты выявили степень вовлеченности семей в образовательный процесс. Анкеты разные по темам. Отвечая на вопросы, родители пишут о методах воспитания в семье, о стиле общения между взрослыми и детьми, о том, как проводят досуг, какие книги читают детям, и др. Проанализировав ответы, мы сделали выводы о взглядах родителей на воспитание детей. Нам важно знать, на что обратить особое внимание в течение года, опыт каких семей достоин демонстрации родителям группы. Опыт подсказал, что ключевая форма работы с семьёй - индивидуальная. Беседуя с родителями о ребёнке в вечерний или утренний отрезок времени, рассказывая, о том, как малыш провёл день в саду, о его успехах и неудачах тем самым совершаем первые шаги к добрым, доверительным отношениям между педагогом и родителем. Воспитатель в такой позитивной роли принимается как равноправный партнёр в воспитании.

Содержание работы с родителями реализуем через разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные.

Важное место в работе с родителями занимают родительские собрания. Мы тщательно готовимся к ним, проводим собрания в форме дискуссий, диспутов на темы: «Что вы ожидаете от детского сада», «Дети – наша общая забота», тренинги по сплочению коллектива родителей с приглашением психолога. Родители с радостью идут на родительские собрания, так как знают, что будет что-то интересное и познавательное. С пониманием относятся к рекомендациям и советам.

Наиболее эффективными формами вовлечения родителей в образовательный процесс, процесс социализации и формировании личности ребенка является:

1. Использованиевидеозаписей наблюдений деятельности ребенка   (информационная форма: видеотека). В течение года ведется видеозапись разных видов деятельности. Это позволяет наблюдать за ребенком, за ростом его познавательной активности и самооценки, за взаимоотношениями ребенка со сверстниками и взрослыми, продемонстрировать родителямжизнь ребенка в детском саду.

 

2. «Дни открытых дверей», где показываем видеозаписи занятий (группа детей раннего возраста), отвечаем на интересующие вопросы.

3. Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.Совместно с детьми и родителями реализовали проекты:

·        «Я и детский сад»,основная задача которого: создать в группе условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми. В рамках проекта провели совместно с родителями  практикум,  где родители вместе с детьми участвовали в совместной художественно -  продуктивной деятельности – рисование, конструирование, аппликация.

 

·        «Вот оно какое, наше лето!»

Одна из задач этого проекта: развивать наблюдательность, творческое воображение; представления об окружающем мире, произвольную память и внимание. Родители вместе с детьми выполняли домашние задания и приносили в детский сад свои работы, а воспитатели создавали игровые ситуации на разные темы «Бабочки на лугу», «Неутомимые труженики» (насекомые)».

 

·        «Уж небо осенью дышало…»

     Основная задача проекта: приобщить родителей и детей к совместному взаимодействию и здоровому образу жизни через организованную модель сотрудничества и коллективизма.

 

·        Родители стали активными участниками образовательного процесса в совместномспортивно – развлекательном  мероприятии  «На весёлую рыбалку вместе с Машей и Медведем». От этого праздника получили удовольствие не только дети, но и сами родители.

Проектная деятельность способствует  сближению родителей группы и формирует предпосылки к формированию дружного коллектива, во главе которого стоит ребёнок, а мы (воспитатели и родители) рядом, как его опора.

4. Выставки и конкурсы

Родители активные участники следующих мероприятий: «Воспоминания о лете», «Осенняя ярмарка», «Снежное царство – морозное государство», «В ожидании Нового года», «Новогодняя сказка», «Дары природы» и другие.

Проведя все эти мероприятия, мы поняли, что многие родители с большим желанием и благодарностью участвуют. Главное правильно донести до них  всю значимость таких мероприятий.Совместная творческая деятельность позволяет провести несколько минут в семейном кругу,  сплотить членов семьи, раскрыть творческие способности ребенка. Дети и взрослые получают творческий импульс к развитию своих способностей, эмоциональную и духовную поддержку.

Родители с каждым годом активнее принимают участие в выставках, конкурсах, занимают призовые места, награждаются сертификатами, дипломами.

 

5. Сближению детей, родителей и воспитателей способствует и использование  организационно –деятельной  формы работы, как создание трудового десанта(уборка снега, покраска оборудования на участке группы, участие в озеленении территории ДОУ и т.д.).

 

6. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.Развлечения:«Детский сад, детский сад – ты всегда нас встретить рад!», « В гости к зайцам».

 

7. Для того, чтобы детский сад стал источником информации о ребенке, развитии детско-родительских отношений, организовали  мероприятия в форме круглого стола по темам:Деловая игра «Развивающие игры и игрушки», «Развитие творческих способностей у детей 3-4 лет». Практика круглых столовспособствует формированию взаимодоверия, потребности тесного взаимодействия родителей и педагогов в жизнедеятельности группы и дошкольного учреждения.

 

Вышеперечисленные формы работы с семьями воспитанников детского сада дают положительные результаты. Всей своей работой доказываем родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И конечно нам  надо вместе взаимодействовать в интересах ребенка!


 

Развитие познавательных способностей через

 

«Математический театр»

 

«Развитие познавательных способностей через

 

«Математический театр»»

 

 

 

Воспитатель:

 

Бортко Елена Николаевна

 

 

Белый Яр 2018 г.

 

 

 

(1 Слайд)

 

«Развитие познавательных способностей через «Математический театр».

 

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.

 

Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место.

 

Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему «пищу» воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

 

Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.

 

На занятиях по математике я использую стихи, рассказы о числах, фигурах. Это оказывает влияние на развитие речи, требует от ребёнка определённого уровня речевого развития.

 

Наше учреждение является инновационной площадкой по развитию математического образования, в связи с этим наш коллектив ищет разные формы работы с детьми по изучению данной науки.

 

Одну из форм я хочу вам представить.

 

(2 слайд)

Сделали макет замка. Сшили костюмы принца и принцессы и нарядили кукол. Провели беседу о театре, повторили правила поведения в театре.

 

(3 слайд)

Билеты могут быть разные геометрические фигуры, разные по форме и цвету, числовые карточки и т.д.

 

В театре оказываемся в мире сказки и с помощью персонажей, ребята знакомятся с числами, выполняют разные задания.

(Слайды 4,5,6,7,8).

 

Дидактическое пособие «Математический театр» способствует развитию математических действий у детей, является увлекательной интересной формой работы с детьми.

Дети лучше ориентируются в числах, играя в сказку, раскрываются творческие способности детей, а самое главное – познают и развиваются. Наполняя пособие различным содержанием, педагоги могут использовать его и в других образовательных областях.


Мастер – класс  

«Изготовление подарка

 

для любимой мамы, бабушки»

 

(ко Дню Матери)

 

 

Подготовили и провели:

 

Воспитатели:

 

Вышегородская Е.А.

 

Бортко Е.Н.

 

Музыкальный руководитель:

 

Першина Е.В.

 

Белый Яр-2018г.

 

 

 

Цель: Создание доброжелательной атмосферы эмоционального общения посредством включения детей и родителей в совместную деятельность.

 

Задачи:

 

  • Развивать желание оказывать посильную помощь маме, заботиться и доставлять радость своими поступками и действиями.
  • Воспитывать любовь и уважение к самому близкому человеку – маме.
  • Воспитание коммуникативных, социально-нравственных качеств у детей.
  •  Установление дружеских отношений между родителями и детьми группы, развитие творческого сотрудничества.
  •  Создать праздничное настроение у детей и мам.

 

 Ход мероприятия:

 

1. Вступительная часть для родителей.

 

Дорогие мамы! Мы хотим Вас поздравить с замечательным днём - Днём матери! Мы очень рады, что вы нашли свободную минутку и заглянули к нам на огонёк.

 

Мы знаем, что у  вас много забот, но главная забота - это ваши дети, которых вы безгранично любите.

 

Мы пригласили вас сюда, чтобы вы отдохнули от домашних дел, поиграли с детьми, вспомнили своё детство.

 

Мы очень хотим, чтобы в этот праздничный день вы не печалились, а улыбались.

 

Каждый ребёнок очень любит свою маму, но представляет её по-своему.

 

Дети читают стихи про мам:

 

На свете добрых слов живёт немало,      

 

Но всех добрее и важней одно:

 

Из двух слогов, простое слово: «мама»

 

И нет на свете слов дороже, чем оно!

 

Мама – солнышко моё! 

 

Мама – это нежность,

 

Мама – это безмятежность,

 

Это радость, красота!

 

 Мама – это на ночь сказка, 

 

Это утренний рассвет,

 

Мама – в трудный час подсказка,

 

 Это мудрость и совет,

 

Мама – это зелень лета,

 

Это снег, осенний лист.

 

Мама – это лучик света,

 

Мама – это значит жизнь!

 

Дети исполняют песню «Мамочка моя»

 

В народе сложено много пословиц и поговорок о матери и наши мамы их, конечно же, знают. Дорогие мамы, вам нужно закончить пословицу.

 

При солнышке светло, при матери (добро)

 

Птица рада весне, а младенец – (матери)

 

Нет милее дружка, чем (родная матушка)

 

Матушкин гнев – что весенний снег: много его выпадает, да скоро (тает)

 

Одна у человека родная мать, одна у него и (Родина)

 

 Птица радуется весне, (а младенец – матери)

 

Игра «Назови ласково»

 

 (дети в игрушечный микрофон, говорят ласково о своей маме, передавая микрофон другому ребёнку).

 

Все дети любят что – ни будь мастерить  своими руками в подарок маме или папе, бабушке или дедушке. И в этот замечательный день мы предлагаем вам сделать вазочку с цветком. Но прежде чем приступить к выполнению работы разомнём наши пальчики.

 

Пальчиковая игра «Алые цветки»

 

Наши алые цветки         (ребёнок соединяет ладони в форме тюльпана)

 

Распускают лепестки    (ребёнок медленно раскрывает пальцы)

 

Ветерок чуть дышит,    (ребёнок плавно покачивает кистям рук из

 

Лепестки колышит.        стороны в сторону)

 

Наши алые цветки

 

Закрывают лепестки,     (ребёнок медленно закрывает ладошки, имитируя форму цветка

 

Тихо засыпают,              (ребёнок произвольно покачивает “головкой

 

Головой качают.              цветка”).

 

 

 

Предлагаем детям вместе с мамами и бабушками сделать простую поделку – цветок в горшке «Гиацинт».

 

Понадобится:

 

  • гофрированная бумага любого цвета и лист цветной зеленой;
  • клей - карандаш;
  • деревянная шпажка;
  • маленький горшочек;
  • крупа;
  • скотч;
  • ножницы с закругленными краями;
  • обёрточная бумага.

    План работы:

  • Из гофрированного куска отрежьте полоску. Надрежьте ее поперек не до конца.
  • Деревянную шпажку обмажьте клеем. Оберните ее заготовкой. Получаются соцветия.

 

  • Вставьте в горшочек с крупой.
  • Из зеленого цвета бумаги вырежьте листок. Приклейте к шпажке.
  • Горшочек оберните обёрточной бумагой. Закрепите скотчем или атласной лентой.

 

Дети исполняют песню: «Бабушка моя»

 

Игра «Ручеёк».

 

Дети дарят цветы мамам и бабушкам.

 


Вини-Пух в гостях у Кролика


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Верхнекетский детский сад»

 Верхнекетского района Томской области

 

  Интеллектуальная игра

«Игровая встреча Умников и Умниц».

Выполнила: Бортко Елена Николаевна

 Белый Яр 2019 год

 

Цель ООД: Развитие математических представлений через игровую деятельность.

Задачи ООД:

- Обучающие:

Закрепить умение считать в пределах  5. Формировать представление о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета. Отвечать на вопросы «Сколько?». Называть следующее число по порядку. Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. Закреплять представление детей о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг). Учить детей отгадывать (загадывать) загадки о геометрических фигурах.

- Развивающие:

Развивать внимание, слух, память, мышление, активный словарный запас. Развивать самостоятельность в принятии решений. Развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук; воспитывать вежливость, доброжелательность, стремление помогать окружающим.

Воспитательные: формировать интерес к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, действовать по словесной инструкции взрослого; развивать способность к принятию собственных решений.

Используемый материал: Куклы, машины, колокольчик, «волшебные тарелочки» с  наполнителями (специально подготовленная манная крупа)

Предварительная работа. Рисование на «волшебных тарелочках». Дидактические игры: «Где звенит колокольчик», «На что похожи геометрические фигуры?».

Ход занятия:

1. Организационный момент.- Здравствуйте, дорогие гости и участники игровой встречи  умников и умниц. Как ваше настроение, уважаемые гости? Участники, вы готовы побороться за звание Умников и Умниц? (ответы)

2. Мотивационный момент.

- Ребята, предлагаю вам разделиться на две команды: команду мальчиков и команду девочек. Устроим небольшое соревнование и узнаем кто из вас более внимательный. Вы готовы? (ответы)

3. Разминка. Закончи предложение.

- Ребята, предлагаю вам закончить предложения:

Спим мы ночью, а делаем зарядку  … (утром).

Завтракаем мы утром, а обедаем … (днём).

Обедаем мы днём, а ужинаем … (вечером).

Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью)

Ребята, скажите, сколько частей в сутках? (Четыре)

4. Основной.

 - Начинаем! Предлагаю Умникам отсчитать 5 машин и поставить их на стол, а Умницам – 4 куклы и расположить их рядом (друг за другом.)  Что надо сделать, чтобы узнать,  сколько на столе машин и кукол? Дети по очереди пересчитывают игрушки и уточняют их количество.

Предлагаю расположить игрушки так, чтобы было видно поровну кукол и машин или нет. Дети обсуждают способы сравнения (наложения или приложения). Один ребенок располагает игрушки выбранным способом: сажает куклы на (в) машины или рядом с машинами.

Уточняю: «Пять машин и четыре куклы – сравните чего больше. (Пять машин больше, чем четыре куклы.) Четыре куклы и пять машин - сравните, что меньше. (Четыре куклы меньше, чем пять машин). Как сделать так, чтобы машин и кукол стало поровну?»

Дети обсуждают два способа уравнивания предметов: путем добавления или убавления одного предмета. Вызванный ребенок уравнивает предметы одним из способов. «По сколько стало кукол и машин?» - спрашиваю.

Затем восстанавливаю неравенство и прошу ребенка установить равенство другим способом.

Оцениваю работу мальчиков и девочек.

4. Дидактическая игра «Где звенит колокольчик».

Дети встают в круг и закрывают глаза. Ведущий (воспитатель или ребенок) подходит к кому-нибудь из детей и звенит колокольчиком (впереди, сзади, слева, справа, вверху или внизу). Ребенок называет направление, где звенел колокольчик, и в случае правильного ответа, становится ведущим. Игра повторяется 3 – 4 раза.

5. Ребята, сейчас я предлагаю вам разгадать загадки, но не простые, а геометрические.

Пальчиковая игра.

Посчитаем

Раз, два, три, четыре, пять –

Буду транспорт я считать.

(Сжимают и разжимают пальчики.)

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолет,

Корабль, поезд, вертолет.

(Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.)

 

«Загадки/отгадки»

(Игра-молчанка.) Отгадки вы будете не говорить, а рисовать пальцами на «волшебной тарелочке». (Напомнить детям про осанку.)

Первая: У этой геометрической фигуры совсем нет углов, она похожа на солнышко, тарелку, настенные часы, блюдце…  Все догадались? Тогда скорее нарисуйте эту геометрическую фигуру у себя в тарелочке. Индивидуальные вопросы к детям. Какую фигуру загадала я? Что вы можете про нее рассказать? (У нее нет углов.)

Вторая: Эта геометрическая фигура похожа на книгу, дверь, крышку стола… У нее 4 угла, 4 стороны, две стороны длинные, а две короткие… (Индивидуальные вопросы по аналогии.)

Третья: Он давно знаком со мной. Каждый угол в нём – прямой. Все четыре стороны одинаковой длины. Вам его представить рад, а зовут его….

Четвёртая: Он похожий на яйцо, или на твоё лицо. Вот такая есть окружность – очень странная наружность: круг приплюснутым стал. Получился вдруг….

Пятая: Три вершины, три угла, три сторонки – кто же я?

 Какие вы молодцы, ребята!

6. А сейчас я предлагаю закончить нашу встречу игрой с мячом.

"Назови следующее число"

Участники становятся в круг. Воспитатель кидает мяч и называет случайное число. Ребенок, поймав мяч, называет следующее число по порядку. После этого мяч бросается следующему участнику.

 7. Рефлексия.

- Дорогие ребята, вам понравилась наша встреча? Какое задание или игра вам запомнились? Какое задание оказалось сложным? Все нам удалось выполнить? (ответы)

- Молодцы, ребята. Вы хорошо играли, называли правильно геометрические фигуры и учились отгадывать и загадывать математические загадки.

 

- Вы очень меня порадовали своими знаниями, своим хорошим настроением. Теперь я с уверенностью могу назвать вас Умниками и Умницами, и хочу наградить вас почетными медалями! Поздравляю! Всем спасибо за участие!!!